Технологии

Завод BMW в Лейпциге станет первым в мире автомобильным заводом с водородным трубопроводом

Завод BMW в Лейпциге готовится к масштабным изменениям в системе энергоснабжения. Компания объявила о подписании договоров на подключение предприятия к будущей водородной магистральной сети Германии. Этот шаг сделает завод первым в мире автомобильным производством, которое будет получать водород напрямую через трубопровод. Реализацией проекта займутся партнеры автопроизводителя — компании Mitnetz GAS и Ontras Gas Transport. Mitnetz GAS построит соединительную ветку длиной два километра до завода, включая станцию регулирования и измерения давления газа, а Ontras обеспечит техническое подключение к сети. Поставки водорода по трубопроводу планируется начать к середине 2027 года.

Это нововведение положит конец существующей системе доставки водорода автомобильным транспортом в баллонах под давлением. Как отметила Петра Петерхэнзель, руководитель завода в Лейпциге, поставки по трубопроводу откроют возможности для использования водорода в совершенно новых масштабах, особенно для энергоемких процессов, таких как сушильные установки в окрасочном цехе.

Лейпцигский завод имеет многолетний опыт работы с водородными технологиями. Еще в октябре 2022 года на предприятии были внедрены первые в мире горелки, способные работать как на природном газе, так и на водороде, что обеспечивает гибкость в переходный период. В настоящее время в окрасочном цехе установлено одиннадцать таких двухвалентных горелок, используемых в энергоемких процессах, например, в сушильных печах. Кроме того, более десяти лет водород питает логистические операции завода: с 2013 года на площадке эксплуатируются погрузчики и тягачи с водородными топливными элементами. Парк таких транспортных средств, который компания называет крупнейшим в Европе, насчитывает 230 единиц, обслуживаемых девятью заправочными станциями.

Проект трубопровода в Лейпциге напрямую связан с более масштабным планом Германии по созданию водородной инфраструктуры. Водородная магистральная сеть в будущем должна охватить около 9000 километров по всей стране; ее строительство будет вестись поэтапно, а полный ввод в эксплуатацию запланирован на 2032 год. Для автопроизводителя участие в этой сети на раннем этапе означает повышение стабильности поставок и открывает возможности для расширения применения водорода в производстве.

Переход на водород рассматривается как ключевой элемент снижения углеродных выбросов в отраслях, требующих высокотемпературных процессов. Внедрение прямого водородного трубопровода на заводе BMW является шагом к уменьшению зависимости автомобильного производства от ископаемого топлива. Для завода в Лейпциге возможность заменить поставки автотранспортом на стабильный поток по трубопроводу также приносит операционные преимущества, устраняя необходимость частой транспортировки и хранения баллонов и обеспечивая более надежный и масштабируемый источник энергии. Благодаря этому подключению компания укрепляет свои позиции на переднем крае промышленного использования водорода, а завод в Лейпциге подтверждает свою роль модели для фабрик будущего.

Основные страны, из которых Германия планирует импортировать водород, включают Австралию, Чили, Марокко, Объединённые Арабские Эмираты и Испанию. Эти страны обладают значительным потенциалом возобновляемых источников энергии и могут производить «зеленый» водород по низкой стоимости. Кроме того, рассматриваются проекты импорта водорода из Финляндии по морскому или трубопроводному маршруту, возможен импорт из Северной Африки (Алжир, Тунис) и других регионов с развитой инфраструктурой возобновляемой энергетики.

Back to top button