Новости

Учёные нашли способ уменьшить проявления космического головокружения у космонавтов почти на 80% при помощи виртуальной реальности

Специалисты выяснили, что устройства виртуальной реальности (VR) способны существенно облегчить синдром адаптации к земным условиям у космонавтов после возвращения из космоса. Несмотря на то, что данное явление не является смертельно опасным, внедрение нового подхода позволит заметно повысить комфорт возвращающихся членов экипажа.

Находясь в условиях микрогравитации, человеческий мозг испытывает дезориентацию, так как впервые сталкивается с отсутствием привычной земной гравитации. Вестибулярный аппарат, расположенный во внутреннем ухе, обычно посылает сигнал о постоянном направлении «низ», но в условиях орбиты этот сигнал исчезает, что создает несоответствие восприятия и вызывает проявление чувства тошноты, головокружения и нарушения ориентации.

Это похоже на ситуацию, знакомую каждому, кто испытывал морскую болезнь: зрение фиксирует неподвижность вокруг, тогда как внутренний слух сообщает о перемещениях, вследствие чего возникает противоречие, провоцирующее возникновение болезненных реакций.

Примерно половина космонавтов сталкиваются с подобными проблемами на орбите, а возврат на Землю усугубляет их, особенно если спускаемый аппарат оказывается в океане и подвергается качке. Это становится дополнительным фактором риска, так как космонавтам может потребоваться срочно покинуть капсулу.

Сегодня основной метод лечения заключается в применении препаратов от тошноты, подавляющих определённые сигналы головного мозга. Эти лекарства эффективны, но приводят к повышенной сонливости, ухудшению концентрации внимания и способности быстро реагировать в экстренных ситуациях. К тому же продолжительность действия медикаментов ограничена, а их хранение требует особых условий, что осложняет использование на длительных миссиях.

Именно поэтому учёные решили испытать потенциал виртуальной реальности как потенциального инструмента борьбы с неприятными последствиями полёта. Эксперименты проходили под тщательным контролем с привлечением добровольцев, которым искусственно создавались условия изменённой гравитации и волнообразного перемещения, симулируя пребывание в корабле, дрейфующем на поверхности воды.

Участников поделили на три группы: первые находились в условиях полного отсутствия зрительной информации (аналогично чтению книг сзади автомобиля); вторые видели боковое окно с изображением движения, соответствующего физическим ощущениям; третьи имели доступ к переднему окну, которое демонстрировало не только текущие передвижения, но и заранее просчитанные будущие события.

Выяснилось, что большинство участников первой группы (около двух третей) преждевременно завершали эксперимент из-за сильного дискомфорта. Среди представителей второй группы порядка одной пятой вынуждены были прекратить задание раньше срока, а представители последней группы показали самый высокий показатель устойчивости — лишь десятая часть участников была вынуждена остановить тестирование ранее намеченного окончания.

Полученные результаты оказались впечатляющими: применение технологий виртуальной реальности позволило сократить симптоматику тошноты минимум наполовину и более. Учёные подчёркивают, что правильная подача визуальной информации позволяет мозгу успешно сопоставлять поступающие сигналы, предотвращая нежелательные последствия.

Достигнутые успехи открывают новые горизонты для дальнейших исследований. Разработанная методика потенциально применима не только в области космических полётов, но и для улучшения самочувствия пассажиров наземного, воздушного и морского транспорта, страдающих от аналогичных состояний, вызванных движением транспортного средства. Использование VR-технологий способно стать ценным помощником и для пользователей беспилотных машин, склонных испытывать аналогичные расстройства.

Впереди исследователей ждёт создание специализированных приложений виртуальной реальности, позволяющих воспроизводить предвидимое движение транспорта (будь то автомобиль или судно), что поможет минимизировать неприятные ощущения у наиболее восприимчивых пассажиров.

Back to top button