Трамп назвал электромагнитные катапульты «глупыми» и призвал вернуться к пару на фоне прогресса Китая

Вскоре после того, как Китай продемонстрировал ходовые испытания своего новейшего авианосца с использованием электромагнитных катапульт, президент США Дональд Трамп возобновил критику этой же технологии запуска, используемой ВМС США, назвав ее «глупой электрической» и призвав вернуться к традиционной паровой тяге. Выступая во вторник на борту авианосца «Джордж Вашингтон» во время визита к американским морякам в Японии, Трамп заявил, что серьезно намерен подписать указ об отказе от электромагнитной системы запуска самолетов (EMALS). Он назвал эту систему дорогой, ненадежной и сложной в ремонте, несмотря на то, что она является одной из самых передовых особенностей новейших американских авианосцев.
Трамп заявил, что электрическая система стоит миллиарды долларов, и в случае поломки ее необходимо отправлять в Массачусетский технологический институт, чтобы ее чинили самые блестящие умы мира. В то же время, по его словам, паровую катапульту можно починить с помощью молотка и паяльной лампы, и она работает так же хорошо, если не лучше. Президент выразил свою любовь к «красивому пару», который виден над палубой при работе старых систем, и заявил, что Соединенные Штаты собираются вернуться к паровым технологиям.
Система EMALS, разработанная калифорнийской оборонной компанией General Atomics, заменяет паровые поршни, которые запускали самолеты ВМС США на протяжении более семи десятилетий. Новая технология использует линейные асинхронные двигатели, чтобы катапультировать самолеты быстрее и плавнее, снижая нагрузку на их конструкцию. Система также обещает лучшую энергоэффективность и возможность запуска более легких летательных аппаратов, таких как дроны. Однако Трамп, критиковавший EMALS еще во время своего первого срока, отверг преимущества системы.
Его заявления прозвучали всего через несколько недель после того, как Китай выпустил новые кадры государственного телевидения, на которых его третий и самый современный авианосец «Фуцзянь» проводит успешные морские испытания с использованием собственной электромагнитной катапульты. Кадры, показанные в сентябре, продемонстрировали, что авианосец запускает три типа самолетов, включая истребитель-невидимку J-35 и самолет дальнего радиолокационного обнаружения KJ-600.
США и Китай являются единственными странами, которые эксплуатируют или испытывают технологию электромагнитного запуска. Китайский «Фуцзянь» все еще находится на этапе морских испытаний, в то время как USS «Джеральд Р. Форд» ВМС США завершил своё первое полномасштабное развёртывание в этом году после многолетних технических задержек и перерасхода средств. Катапульты необходимы для работы авианосцев, позволяя тяжелым истребителям, самолетам-разведчикам и самолетам дальнего радиолокационного обнаружения взлетать с коротких палуб. США начали разработку EMALS в начале 2000-х годов для модернизации своего флота и увеличения количества вылетов.
Несмотря на свои преимущества, система столкнулась с частыми проблемами надежности во время ранних испытаний на борту авианосца «Форд», что подпитывало критику со стороны Трампа и некоторых членов Конгресса, которые ставили под вопрос ее стоимость и сложность. Возобновленные комментарии Трампа также прозвучали на фоне стремления Китая ликвидировать технологический разрыв с ВМС США. «Фуцзянь» ознаменовал скачок вперед для Военно-морского флота КНР, который ввел в строй свой первый авианосец только в 2012 году. Пропустив целое поколение паровых катапульт, Китай напрямую внедрил технологию электромагнитного запуска, что, по мнению аналитиков, было предназначено для будущего развития его флота.
Сообщения из китайских государственных СМИ позволяют предположить, что Пекин уже разрабатывает авианосец следующего поколения с ядерной энергетической установкой, оснащенный системой EMALS, расширенной площадью палубы и большей мощностью по выпуску самолетов — характеристиками, направленными на то, чтобы соответствовать или превзойти возможности самых передовых авианосцев ВМС США. Призыв Трампа вернуться к пару может быть в значительной степени символическим, но он подчеркивает более широкие дебаты в военно-морских кругах относительно стоимости, сложности и стратегической важности сохранения технологического превосходства на море.